1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Понимание и сознание

Разница между сознанием и пониманием

 

Какая разница между сознанием и пониманием?

Понимание и сознание

Нужно изучать, чтобы знать, знать, чтобы понимать, понимать, чтобы судить

Понимание есть результат работы сознания. Физический мозг с помощью своего механизма позволяет сознанию постигать происходящее. Это и есть понимание. Понимание есть узнавание того, что вы переживаете. Сознание — это способность Души делать нас понимающими. Способность, которая одаривает нас пониманием. Принцип Любви-Мудрости есть принцип сознания. Это свет. Он пробуждается и освещает. Бог сказал: «Да будет свет!» Свет в этой библейской фразе означает свет сознания. Дух и материя, Отец Бог и Мать Материя, соединяются, и тогда рождается [Сын] Принцип Любви-Мудрости — принцип самого сознания. Мы приходим из света. Все, что мы знаем и видим в Мироздании, пришло из света. Мироздание есть результат работы Света, являющегося Сознанием. Бог, принцип Отца, не проявлен. Материнский принцип Бога, принцип Материи, сам по себе тоже не проявлен. Когда они соединяются, происходит проявление: рождение человека, человечества, рождение Христа, принципа Христа, принципа сознания. Понимание есть знание. Сознание есть принцип, с помощью которого мы познаём и постигаем.

 

Как можно узнать в себе разницу между сознанием мозга и сознанием Души?

Мозг, как и все физическое тело не является принципом. Мозг на самом деле — компьютер, а компьютер, как вы знаете, зависит от массы информации и обладает только той, которую вы в него загрузите. Он не выдаст того, что вы в него еще не загрузили. Вы можете задавать ему вопросы, и он будет рассказывать про то и про это: то, что было заложено в него тем, кто программировал компьютер. Мозг является еще более изумительным компьютером, потому что он работает на столь сильно отличающихся уровнях: физическом, эмоциональном и умственном. Сознание мозга ограничено тем, что в него приходит из более высоких источников. Душа освещает ум сознанием, а мозг находится на приемном конце всех импульсов, идущих из Души вниз: из умственного тела, эмоционального тела и различных слоёв эфирного и физического тела.

Сознание Души — безличное, объединяющее и синтетическое. Оно просветляет. Сознание мозга склонно быть личным, исключающим и аналитическим. Оно разобщает. Сознание мозга необходимо для организации жизни в физическом мире. А сознание Души указывает цель и смысл этой жизни.

 

Не могли бы Вы привести примеры разницы между сознанием и самоконтролем в физическом, эмоциональном и умственном мирах?

Существует огромная разница между осознанием одного из трёх миров и самоконтролем в этом мире. Каждый из нас, без исключения, имеет полное сознание физического мира. Эволюция физического тела человечества достигла своего завершения, осталось добиться нескольких небольших усовершенствований, в частности, усовершенствовать глаз, развив эфирное зрение. У нас есть неполное сознание эмоционального мира, например, большинство людей не имеют непрерывности сознания от засыпания до пробуждения. У художника, музыканта и других деятелей искусства есть тонкости восприятия, которые не свойственны средним, обычным людям. Большинство людей имеют только относительное сознание эмоционального мира. Эмоциональный мир — это мир чувств, желаний, эмоций, но есть семь слоев эмоционального мира, от самого грубого, первого слоя, до верхнего и самого чистого, где сердечное сочувствие достигает наибольшей высоты. Человеческие эмоции протекают либо через солнечное сплетение, либо через сердце, низкие аспекты эмоционального мира протекают через солнечное сплетение, и все контакты с эмоциональным миром имеют склонность к искажениям. На самом высоком уровне, в шестом и особенно в седьмом слое эмоционального мира, энергия очень чистая, почти родственная умственному миру, и действует через сердце. Поэтому, когда люди говорят:

«Я чувствую то или это», — им следует подумать, что именно это за чувство в понятиях эмоций. Любовь — не эмоция, как мы ошибочно полагаем. Мастера Мудрости называют ее чистым разумом. Большинство людей чувствуют ее в солнечном сплетении, но в таком случае это не любовь, а эмоция. Любовь в ее более чистом аспекте ощущается через духовное сердце в правой стороне груди. Вы можете определить, где вы испытываете чувство, либо на эмоциональном уровне, либо на сердечном уровне, в зависимости от того, какая чакра активизирована.

Очень мало людей имеют настоящее осознание умственного мира. Есть четыре слоя умственного мира, и обычно мы действуем только на самом нижнем из этих четырех, на самом грубом. Это мир умственных процессов, где мы думаем над конкретными вещами, рассчитываем, планируем свою жизнь, принимаем решение заказать билет на самолет или на поезд и так далее. Для большинства людей этой функцией начинается и заканчивается вся их умственная деятельность. Но умственное тело есть само по себе орган, через который Душа проявляет себя в воплощенном человеке. Душа может делать это лишь в той степени, в какой активизировано умственное тело. Если мы пользуемся только самым нижним уровнем, то Душа очень ограничена в своем выражении в физическом мире. Поэтому даже человек, способный рассчитывать, пользоваться компьютером, отправлять людей на Луну и обратно, может не иметь вообще никакого осознания духовной сущности жизни. Под духовной я не имею в виду религиозную. Я подразумеваю Духовную Душу, использующую верхние уровни умственного мира. Вполне образованный человек может быть абсолютно неосведомленным и никогда не испытывать даже проблесков духовного сознания.

Если сознание ограничено, то самоконтроль неизбежно еще более ограничен. Если мы имеем ограниченное сознание эмоционального мира и полное сознание только физического мира, то самоконтроль любого из этих миров должен быть очень и очень ограниченным. Так оно и есть. Самоконтроль отличает посвященного. Это посвященный и только посвященный имеет самоконтроль. Посвященный первой степени имеет самоконтроль в физическом мире. Это контроль не столько физического мира или физического тела, сколько контроль над жизнью крошечных дэвов, из которых состоит материя его тела. Этот (на первый взгляд) твердый физический предмет, физическое тело (как плотное, так и эфирное) есть результат деятельности микроскопических живых дэвов. Жизненная деятельность дэвов создает тела человека: физическое, эмоциональное и умственное. Умственное тело является результатом деятельности умственных элементалов: эмоциональное — эмоциональных элементалов; а физическое — физических элементалов. Это элементалы управляют нашими жизнями или мы [научившись самообладанию] управляем ими. Либо одно, либо другое.

Средний человек, осознающий физический мир, не полностью осознающий эмоциональный мир и почти не осознающий умственный мир, не имеющий самоконтроля ни на одном из них, полностью подчиняется элементалам каждого из трех миров. Жизнь такого человека в физическом мире управляется желаниями этих элементалов, Над его жизнью господствуют желания физического тела: желание еды, выпивки, секса, сна, комфорта, веселья, безделья или судорожной деятельности, и многие другие беспорядочные желания.

Первое Посвящение становится возможным, только когда человек достигает значительной степени самоконтроля в физическом мире. Это позволяет ему предстать перед Посвятителем, и Жезл Посвящения, заряженный мощной энергией Солнца, фокусирует громадную энергию в чакрах посвящаемого. Чакры переходят на более высокую октаву. Но это означает, что вы должны стать посвященным еще до церемонии Посвящения. Ваши чакры должны вибрировать устойчиво, сохраняя постоянную вибрацию, какой бы она ни была, в течение заданного промежутка времени. Тогда Мастера Мудрости знают, что этот человек может выдержать энергию Жезла Посвящения.

Самоконтроль есть результат контроля деятельности элементалов. Тогда вы берете на себя ответственность за свое физическое тело. Оно перестает командовать вами, это вы командуете им.

Аналогичный процесс происходит позже, при втором Посвящении, когда вы проявляете власть над эмоциональными элементалами. Это гораздо труднее. В настоящее время есть около восьмисот пятидесяти тысяч человек из более чем пяти миллиардов воплощенных, принявших первое Посвящение. Как видите, людей, имеющих власть над физическим элементалом, по-настоящему мало. Остальные имеют сознание в физическом мире, но не имеют физического самообладания. Из тех, кто находится сейчас в воплощении, принявших второе Посвящение около двухсот сорока тысяч. Считается, что труднее всего добиться второго Посвящения, потому что эмоциональный механизм — самый мощный из трех, которые мы имеем. Эмоциональное тело является средоточием принципа желания, управляющего всей жизнью личности.

 

Каковы главные препятствия в нашей борьбе за расширение сознания?

Он избрал ее, я полагаю, потому что счел это полезным. Ибо развитие означает рост сознания. Это и есть эволюция. Когда мы говорим о развитии, мы на самом деле говорим об эволюции самосознания, об эволюции компетентного понимания. Вот что такое Жизнь: постепенное раскрытие более высокой и более широкой перспективы Бытия и Реальности. Это и есть Жизнь на всех уровнях. Так что рост сознания начался сразу же, с момента нашего самого первого прихода в воплощение, в болоте первобытности. Когда это случилось? Восемнадцать с половиной миллионов лет назад.

Каковы главные препятствия в нашей борьбе? Главное препятствие — это Карма. Каждый шаг в развитии и, следовательно, каждое расширение самосознания, происходит благодаря решению кармической проблемы. Именно кармические проблемы удерживают нас на месте. Карма отягощает нас грузом инерции, от которого мы отталкиваемся и ускоряемся, когда решаем очередную кармическую проблему. Активное служение освобождает нас от Кармы и помогает развитию. Процесс развития протекает благодаря постепенному расширению самосознания. Причина, по которой мы расширяем самосознание так медленно, заключается в нашем психологическом незнании. Самосознание есть психологическое понимание. Нам необходимо приобрести психологические знания и психологическое умение, чтобы стать самосознательными. На самом деле это совершенствование, или рост чувствительности инструмента познания.

Сам инструмент у нас уже есть, это три тела: физическое, эмоциональное и умственное. Сознание не может выразить себя иначе, чем через передаточный механизм. Сознание — результат жизни и энергии — и нуждается в механизме, с помощью которого оно будет выражать или проявлять себя. Инструмент, с помощью которого сознание это делает, — наша личность, состоящая из трех тел. Таким образом, метод увеличения психологической компетентности — очищение и утончение восприятия этих трех тел. Что препятствует этому? Инерция, Карма. Инерция самой материи, из которой сделано тело. И, конечно, стадия эволюции. Мы не можем проявить знание и умение выше той стадии, на которой находимся все время; мы остаемся там, где мы есть. Например, если наш уровень 1,3, то область нашего реагирования будет на этом уровне. Если мы — 1,8, то у нас будет осознание [осведомленность] умственного мира, которое невозможно на уровне 1,3, и степень власти над своим телом эмоций, которая невозможна при 1,3.

Отстраненное наблюдение за тремя телами обеспечивает психологическое понимание, которое проявляется в виде растущего самообладания. Это контроль над дэвами — элементалами, из которых состоят разноматериальные тела. У нас есть физическое тело с его аппетитами, потребностями и желаниями, эмоциональное тело с тем, что мы считаем его потребностями и, конечно же, с его желаниями, и умственное тело, контроля над которыми мы нс имеем. Мы должны поставить вес три тела под свой контроль. А это требует усилий и времени.

Я обнаружил, что многие люди ленивы, а также амбициозны и нетерпеливы. Они ничего не хотят делать и при этом получить всё сразу. Они слишком ленивы, чтобы проделать работу, необходимую для получения желаемого результата, они бы хотели, чтобы результат пришел сам. Они хотят получить его даром. Таково распространенное непонимание истинного смысла и серьезности жизни. Некоторые люди серьезны до мрачности. Им вовсе не следует быть тяжеловесно-мрачными. Мы можем быть жизнерадостно-легкими, но к жизни должны относиться серьезно. Обязаны! Как сказал Майтрейя:

 

«Ничто не произойдет само. Человек должен действовать и прикладывать усилие воли».

 

Какая разница между тем, чтобы хотеть чего-то и проявлять волю?

Воля ничего не хочет, она действует. Хотеть чего-то — значит проявлять принцип желания, а это не то же самое, что проявлять волю. Принцип желания управляет эмоциональной природой. Когда нам чего-то хочется, это — желание. Воля намеревается и планирует, ей не «хочется». Воля выдвигает проекты, идеи, планы, цели и воплощает их в жизнь.

Сила воли весьма отличается от принципа желания, которому только хочется того, чего у него нет. Воля работает с более высокими принципами, с планами и проектами, с целью и законами, ведущими к достижению цели. Принцип желания действует в сторону удовлетворения потребности, будь это насущная потребность или пустая прихоть, иллюзия. Воля не хочет ничего, кроме осуществления своего плана, и энергично действует для его воплощения. Такое отношение, конечно, имеет свои собственные наваждения и очень часто приводит к состоянию высокомерия и жестокости, к жестокому, пренебрежительному отношению к людям. Эта мощь может оказаться очень разрушительной и причинить массу страдания тем, кто окружает человека, проявляющего такой тип энергии. Но это же относится к тем людям, которые выражают принцип желания до такой степени, что тоже пренебрегают людьми, их чувствами и потребностями, причем не ради выполнения Плана, а ради личного эгоизма. Когда желание до такой степени мощно сфокусировано, оно становится главным препятствием для прогресса, потому что становится очень трудно преодолеть отождествление себя со страстным желанием. Первый луч Воли не имеет этой проблемы, он признает только то, что необходимо для осуществления его цели.

 

Отречение от чего-нибудь с помощью усилия воли помогает росту самосознания?

Только с помощью усилия воли происходит отречение. И, конечно, чем более передовой человек, тем более привычным для него становится усилие воли. Но вам следует начинать с небольших задач. Великое Отречение становится возможным только после того, как совершились малые отречения. Как известно, по мере того, как мы желаем и получаем желаемое, наши аппетиты растут. Подобным образом, если мы от чего-то отказываемся (это должно делаться при помощи усилия воли, иначе не получится), то, однажды отказавшись, нам уже легче отказаться в другой раз. После этого можно отказываться вновь и вновь, тренируясь в отречении.

Чем больше вы отказываетесь, тем легче вам становится отказаться. Это становится привычкой. А начинается эта привычка с усилия воли. Когда вы отказываете своей эгоистичной личности в малом, вы привыкаете к интуитивному, легкому принятию все больших самоотказов. Они не приходят автоматически, а требуют усилия воли. Отречение от чего-то при помощи усилия воли, конечно, помогает росту самосознания. То, что позволяет добровольно отказаться от мелкого ради великого, есть последствие роста самосознания. И очередной отказ ведет к дальнейшему росту самосознания.

 

Как служение относится к желанию?

Желание управляет нижним человеком. Служение управляет высшим человеком. Когда человек берет под свой контроль нижние механизмы, он отворачивается от этой примитивной, эгоистичной, безвольной, сепаративной жизни и обретает желание служить, потому что сущность Души — служение. Душа впечатляет свой механизм, мужчину или женщину, высоким желанием служить. И по мере того, как человек вовлекается в служение, низкие желания им отвергаются.

Это происходит естественно, в результате участия в служении. Если это — подлинное служение, то оно толкает нас вперед быстрее, чем что-либо иное, в смысле роста самосознания. Служение помогает освободить личность от Кармы, сжигает Карму. То, что больше всего задерживает развитие нашего самосознания, ест ь Карма. Действия, совершенные в прошлом вплоть до настоящего момента, создают Карму. Каждое действие, каждая мысль создают ее. Мысль — это вещь, она создает то, что задерживает наше развитие. Мысль делает петли и ловит нас в эти силки, а пока мы распутываем эти петли, мы не можем двигаться дальше. Движение вперед, рост самосознания лучше всего достигается, если полностью забыть свою личность и всего себя посвятить служению человечеству. Необходима определенная доля самопожертвования. Если человек ничем не жертвует, можно предположить, что это — наваждение.

Многие люди приступают к служению в состоянии наваждения. Они знают, что служение — хорошая вещь, но их отношение на самом деле не приходит из Души, а из желания личного совершенства; это и есть наваждение. В служении должны участвовать Воля, Любовь и Разум Души. Если так, если именно это скрывается за ним, то служение станет преображающим.

По мере того, как мы вовлекаемся в служение, мы освобождаемся от сосредоточенности на своей личности. Тогда мы живем для того, чтобы служить миру. Посвященный знает, что он родился для служения. А не для того чтобы «приятно провести время». Но можно гораздо лучше провести время, служа миру. Я уверен, что Мать Тереза восхитительно провела свое время. Кому-то оно могло показаться ужасным, но для нее, определенно, это было замечательное время, самое прекрасное. Служение — самый мощный ускоритель развития, но вы должны по-настоящему увлекаться им.

 

Скажите, пожалуйста, что-нибудь по поводу взаимосвязи между служением и ростом самосознания.

Один из самых лучших методов для увеличения самосознания — это альтруистичное служение. Почему? Потому что оно освобождает нас от концентрации на мелком «я». Рост нашего самосознания задерживается тем, что все мы, без исключения, потворствуем принципу желания. Каждый из нас чувствует себя центром Вселенной, живя жадно, эгоистично, хватаясь за то, чего ему захотелось, в ту же секунду, как только ему захотелось. Будто это основной Закон Жизни. Как если бы, погружаясь в жизнь при рождении, мы получили бы от Бога письменные гарантии о моментальном удовлетворении всех личных желаний: «Все желания должны удовлетворяться по Божьему веленью». И мы носимся с этой распиской: «Посмотрите! Здесь подпись и печать Господа Бога! Все мои желания должны удовлетворяться согласно этой расписке! Я родился, чтобы все окружающие удовлетворяли мои личные желания! Я знаю свои желания, я знаю свои хотения, и у меня есть письменные гарантии, выданные Богом, на полное удовлетворение всех моих хотений по первому требованию!» Вот так мы проживаем свои жизни. И так живут практически все. Но мы, конечно, не признаемся в этом.

Так действует принцип желания. Что раздражает, что нас злит — это когда другие люди делают то же самое, пользуясь нами. Проблема в этом. Мы пытаемся пользоваться друг другом, манипулировать, эксплуатировать друг друга различными путями, чтобы получить вожделенное, чтобы получить гарантии на житейский успеха.

Мы их не получаем и от этого сердимся, расстраиваемся, обнаружив, что нам следует отказаться от своих желаний. Это начинается с детского желания зарезать своего отца, и нам никак не удается избавиться от этого желания. Мы не можем зарезать отца по той простой причине, что он большой, а мы маленькие. От этого мы расстраиваемся и с тех пор живем в расстройстве. Каждый хочет зарезать своего отца или зарезать нас и хочет немедленно получить то, чего он страстно желает. Все мы постоянно эксплуатируем друг друга. Служение предоставляет нам возможность отстраниться от всего этого.

 

Какая существует связь между самосознанием и отстраненностью?

Отстраненность — результат роста самосознания. И наоборот, если у нас нет самосознания, то мы наверняка не сможем быть отстраненными. Осознание того, что скрывается за внешними явлениями, осознание того, что ограничивает наше понимание жизни — именно это приводит к отстраненности. Мы замечаем, что, отстраняясь, мы растем. Люди могут подумать, что, отстраняясь, они могут что-то потерять. На самом деле — наоборот: они обретают свободу. А в этой свободе они обретают гораздо более яркую жизнь и гораздо лучшее понимание жизненного процесса, чем кто-либо может иметь в состоянии самоотождествления.

Мы все имеем привязанности, потому что боимся остаться в одиночестве. Мы хотим, чтобы нас любили. Каждый хочет, чтобы его любили, или хотя бы симпатизировали, признавали. Каждому хочется чувствовать себя удобно и безопасно, как у себя дома. Всем хочется безопасности. Каждый желает быть все время под защитой, причем каждую секунду. Но парадокс в том, что безопасности не существует. Все хотят невозможного. В жизни нет защищенности. Жизнь не имеет никакого отношения к безопасности. Жизнь имеет дело с движением, самосознанием, преображением, опытом. Кто сказал, что жизнь безопасна? Никто этого не говорил, и Господь Бог не подписывал этого в нашем с Ним контракте. Однако, все мы страстно хотим ее: физической, эмоциональной и умственной безопасности. Мы хотим быть уверены: то, что мы знаем — абсолютно верно. Но в сотворенной Вселенной все относительно. Так и должно быть, иначе не будет эволюции. Вселенная эволюционирует, а значит — изменяется. Если Вселенная изменяется, значит, ничто не стоит на месте. Не может быть никакого статус-кво, а если нет статуса-кво, то и нет безопасности.

Каждый из нас хочет защитить себя от жизни. Мы занимаемся этим, создавая себе комфорт. Нам нужна жизнь. Но мы хотим получить ее в таком футляре, который позволит нам обращаться с ней, с чувством безопасности. Но как только жизнь выходит за пределы известных нам параметров, мы пугаемся, потому что это создает страшные неудобства. Мы хотим, чтобы люди нас любили, и тогда мы будем себя комфортно чувствовать. Мы знаем, что можем эксплуатировать всех, кто нас любит, ну… до определенной степени, конечно. В этом нельзя переборщить. Каждый интуитивно знает, что может наступить момент, когда эти люди перестанут улыбаться, проходя мимо нас. Чем более нас любят, тем безопаснее мы себя чувствуем.

В результате мы не можем чувствовать себя в полной безопасности, потому что не в состоянии добиться достаточной любви, и не способны удержать эту любовь. Все мы стараемся сохранить безопасность, сохранить связи людей с нами, их любовь к нам, чтобы они остались в приятных отношениях с нами. Другими словами, мы хотим, чтобы эти люди были нашей собственностью. Собственничество — противоположность отстраненности. До тех пор, пока мы привязаны к вещам и людям, мы ни за что не вырастем, ни за что не разовьемся. Такая привязанность не совместима с развитием. Мы можем развиваться лишь тогда, когда мы свободны.

Самосознание просто и правильно вырастает из свободы. И больше ничего. Исходное состояние жизни есть свобода. Вот чему пришел учить Майтрейя. Свобода — это естественное состояние человека. Это божественность, проявленная в нашей повседневной жизни. Вот что такое самореализация. Быть свободным от любых привязанностей, от любого самоотождествления. Каждая привязанность ограничивает ту свободу, которая начинает шаг за шагом проявляться, по мере того, как мы освобождаем себя от самоотождествления.

Читайте также: