1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Психотерапия Самосознание

Самосознание и психотерапия

 

В какой мере психотерапия помогает росту самосознания? Не опасна ли психотерапия?

 

Психотерапия и самосознание

Человек не может жить, не обретя самого себя. Это как почва под ногами. Нет ее — и ничего не построишь

Проблемы психотерапии (если вы не настолько взвинчены, чтобы нуждаться в ней) заключаются в чрезмерном внимании пациента к нижнему «я». Рост самосознания достигается отстранением себя от сепаративного «я». Никто не наслаждается психотерапией так, как сам пациент. Он сидит или лежит на кушетке и рассуждает о себе. Вы когда-нибудь встречали человека, который не любил бы говорить о себе? Все эти воспоминания давно следовало выбросить за борт, отпустить их, покончить с ними, но им позволяют разрастаться и обретать свою собственную жизнь. Результатом становится то, что человек на кушетке полностью концентрируется на своем маленьком «я». Его внимание полностью сосредоточено, не так, как обычно, а профессионально сосредоточено на своей личности. И люди платят хорошие деньги, чтобы заниматься этим: продлевать свою болезнь.

Я не возражаю против психотерапии в целом. Мы все знаем, что есть люди, в буквальном смысле слишком больные, психически или невротически, имеют настолько неуравновешенные личности, что они действительно нуждаются в профессиональном психотерапевтическом лечении, чтобы они смогли жить в состоянии разумного равновесия. Но кроме них, по моим оценкам, психотерапия не приносит пользы большинству людей. Она еще сильнее сосредотачивает их внимание на внешней личности.

Самый быстрый способ помочь физически, эмоционально и умственно — это не кушетка психотерапевта, а отстраненность, которая появляется при увлеченном служении. Ничто не помогает так, как растворение личности в служении.

Люди надеются обрести себя на кушетке психотерапевта. Но там они находят только личные воспоминания. Они еще больше концентрируют внимание на своих личных проблемах. И начинают обожать их. Это — ужасное наваждение. Все любят сосредотачивать внимание на своей личности, все без исключения. Главная болезнь человечества в том, что каждый чувствует себя центром Вселенной. Но все не могут быть центрами Вселенной! Вам следует поискать свое место поближе к периферии.

Вы можете заниматься этим на кушетке психотерапевта, если нравится; но тогда ваш путь окажется длиннее. Или вы можете принять участие в служении и постепенно утратить ощущение, что ваша смертная личность — это центр Вселенной. Вы освободитесь от прежних желаний, потому что вы настолько увлечётесь служением, что забудете о своей личности, действуя вместе с другими людьми и для других людей, служа мировым нуждам. Вы можете в буквальном смысле надолго забыть о себе. Не раз было доказано, что такое возможно. Самый быстрый и самый лучший метод лечения — служение. И вам даже не придётся платить за такое лечение!

 

Какая разница между умственными расстройствами, связанными с переживанием Души, и умственными расстройствами вследствие невроза или психоза?

Вероятно, для человека испытывающего их, нет вообще никакой разницы. Это зависит от степени расстройства. Расстройства, умственные или эмоциональные, могут возникать в результате слишком большого или внезапного излияния энергии из Души в тело, сравнительно не готовое к принятию такой энергии. В этом заключена некоторая опасность, связанная с медитацией. Заслуживающее уважения руководство по медитации обязательно предупреждает о риске, связанном с медитацией. Предупреждает, что слишком продолжительная и частая, слишком поспешная или слишком интенсивная тренировка, или неправильно выполненная, может приводить к умственным и эмоциональным, а иногда — физическим расстройствам.

Каждое излияние высокой энергии приносит временное (обычно — весьма кратковременное) нарушение равновесия. Это неизбежно, поскольку высокий стимул создаст другую ситуацию, вносит изменение. Это изменение становится причиной той или иной травмы или затруднения. Если медитация проводится правильно, с должной предосторожностью, то она (я говорю о медитации в целом, а не о конкретной медитации) неопасна. Все расстройства и волнения по поводу того, что мы называем нарушением статуса-кво, временны и, как правило, быстро проходят. Равновесие скоро восстанавливается, но благодаря произошедшему воздействию — на более высоком уровне.

Это периодически происходит со всем, что существует. И по-другому быть не может. Каждое увеличение сознания происходит благодаря стимулу, как бы этот стимул ни приходил. Стимул зачастую появляется в результате призыва. Благодаря стремлению вы призываете энергию из Души. Душа отзывается и вливает энергию, нарушая старое равновесие. Если это делается должным образом, с надлежащими предосторожностями, научно, тогда должно происходить очень легкое, весьма кратковременное нарушение равновесия, за которым устанавливается новое равновесие, на более высоком витке спирали. Это повторяется вновь и вновь в течение всех жизней до тех пор, пока вы не станете Мастером Мудрости. Я уверен, то же самое происходит с Мастером, только Он имеет дело с космическими силами.

Поэтому умственное расстройство, если оно легкое и временное, может являться нарушением равновесия, вызванным излиянием энергии из Души. Если умственное расстройство -следствие невротических или психиатрических состояний, тогда напротив: эти расстройства — не результат роста самосознания, а результат отказа растить самосознание.

Неврозы возникают, главным образом, вследствие подавления. Если вы целиком подавите эмоциональные и умственные функции, то вызовите застой. Поскольку абсолютный застой невозможен, назовем это относительно статичным состоянием. Например, в физическом теле происходит торможение потока энергий через чакры, силовые центры в позвоночнике. Это приводит к застою, при котором нет правильного, свободного протекания энергии сквозь чакру. При правильном, свободном протекании энергии это обеспечивает физическое благополучие тела. Застой энергии приводит к некоторым нарушениям эндокринной системы, которые, в свою очередь, будут расстраивать тот или иной орган, связанный с конкретной железой. В результате — плохое здоровье, болезнь.

Если вы хотите сохранить здоровое тело, то вам следует поддерживать равновесие эндокринной системы, а для этого требуется правильное, свободное протекание энергии сквозь чакры, уравновешенным, скоординированным путем. Из-за наших неправильных условий жизни, плохо устроенного окружения и в связи со всеми подавляющими, запрещающими факторами нашего образования, воспитания и так далее ни одна жизнь не находится в совершенном состоянии полного равновесия. Ни у кого нет совершенного здоровья. Каждый подавляется общественными нормами, в которых мы живем, особенно в наших городах. Каждый из нас страдает в результате запретов того или иного рода.

Мы повторяем это на уровне эмоций и мыслей. Запреты на уровне мыслей по-настоящему суровы; эти запреты делают нас мусульманами-фундаменталистами, фанатичными христианами, ортодоксальными иудеями, фанатичными буддистами и т.п. Это умственная прямолинейность, догматизм, подавляющий законное право ума мыслить свободно и свободно познавать истину. Мы не можем мыслить творчески, потому что считаем, что кто-то уже все продумал за нас. Нам выдан набор взглядов, представлений, в которые мы обязаны верить.

То же самое относится к эмоциональному телу. Нас воспитали не показывать отрицательных эмоций, мы знаем, что это плохо, а нас учили быть хорошими. Маленький мальчик и девочка должны быть хорошими. Поэтому мы вызубрили привычку удерживать все эти дурные, отрицательные мысли внутри себя. Мы это делаем напряжением мышц. Прежде всего, мы напрягаем мышцы в области солнечного сплетения. Нам достаточно их сильно напрячь, как все остальное произойдет само собой. В груди и в животе есть группа мышц, сдерживающих дыхание. Мы заметили, что если дышим свободно и легко, то наши мнения, чувства и жесты тоже становятся свободными и легкими, мы становимся непосредственными, а это рискованно в мире стандартов, которыми живут наши партнёры и приятели. Вот мы и зажали своё дыхание.

Психозы и неврозы есть результат подавления жизненных функций. Некоторые из этих зажимов мы принесли из прошлой жизни, и фокус в том, что мы не можем вернуться на двести лет назад и обратиться к лекарю.

Конечно, все это относится к неврозам и психозам, а не к росту самосознания и переживанию Души. В этом — самое главное различие. Запреты ничего вам не дают, а наоборот, отнимают вашу жизнь.

Зажимы, подавления (физические, эмоциональные и умственные) вызывают сокращение жизненных функций. Это может быть настолько опасно, что мы в буквальном смысле слова окажемся на кушетке психиатра. Нам понадобится психотерапевт, его пилюли или что-либо иное, что он нам пропишет, чтобы вывести нас из тяжелого кризиса. У каждого из нас есть эти зажимы, созданные нами или навязанные обществом. И мы передаем их своим детям. Требуется много понимания, чтобы не передавать их.

 

Где во всем этом участвует подсознание?

Я бы сказал, что для большинства людей, девять десятых эмоций и мыслей — подсознательны. Определенно, наше эмоциональное самосознание на девять десятых подсознательно, находится ниже порога осознания. Эмоции оказывают свое влияние, и мы время от времени замечаем их, но если это сильные эмоции, то мы стараемся подавить их. Тогда они становятся подсознательными. Существует множество подавленных, скрытых страхов. Когда мы подавляем эмоцию или мысль, мы можем затолкать их вниз, ниже порога осознания.

Психотерапевт должен взять свою кирку и лопату и постараться выкопать из этих подсознательных пластов все скрытые страхи, зажимы, травмы и тому подобное. Временами, когда они выходят на поверхность, эти страхи заново охватывают нас, мы впадаем в панику. Мы побеждаем их, и страхи затихают. Они остались, хотя и затихли, пока не произойдет еще что-нибудь, и тогда, возможно, вся наша ярость, которую мы подавляли, внезапно сделает нас безумными, и мы станем избивать ногами каждого, у кого, например, есть усы. Мы не способны все вечно удерживать внизу, и время от времени подсознательное вырывается наружу.

Выражаясь словами психоаналитика, это результат запирания эмоций ниже порога сознания. Задача лечебного процесса психоанализа — поднять их на уровень сознания. Как только мы поймем, что нами владеет желание вонзить нож в спину родному отцу, мы сразу же освободимся от этого желания. (Так, насколько я разобрался, говорят психоаналитики: мы все время испытываем подсознательное желание зарезать собственного отца.) Согласно теории психоанализа, если мы поднимем подавленное желание, страх и т. п. на уровень сознания, то они исчезнут. Так бы и произошло, если бы мы их поняли. К сожалению, вытащить их из подсознательной памяти и понять их -это две разные вещи. Понять значит ощутить, что эти мысли и эмоции «не Я», отстраниться от них. Простое извлечение представления или события из памяти пациента удовлетворяет психотерапевта (он может даже пожалеть об этом, ведь вы теперь перестанете ему платить), но это удовлетворяет только его, считающего, что он сделал свою работу. А мы остаемся такими же, какими были, если не проделываем то, что должны проделывать каждый день: отстранять себя от эмоций и мыслей, наблюдая за ними.

Нет никакой разницы, было это в прошлом или происходит сейчас. Лежа на кушетке психоаналитика, мы ничего не можем поделать с дурными эмоциями, возникшими сегодня или оставшимися с младенческих лет, если только мы не отстранимся от них, независимо оттого, возникли они в данную секунду, или мы выкопали их из подсознания. Конечно, если они в прошлом, то задача труднее, потому что эти эмоции придется вытаскивать наверх. Но мы заметим, что если отстраняемся, то становимся свободнее, мы вновь открываем непосредственность эмоционального тела.

В большей или меньшей степени наш ум разбит на сознательные и подсознательные фрагменты. Они перемешаны между собой, и мы не различаем, кто есть кто. Психотерапевт знает еще меньше, кто есть кто. (За что мы им платим? Не понимаю.)

Если мы ежеминутно отстраняемся от негативных эмоций, каждый день сознательно наблюдаем за своей личностью, за ее переживаниями, осознавая, что эта негативность — не мы, отстраняя и отстраняя себя, — то мы высвобождаем подавленные подсознательные желания и получаем возможность растворить их.

Вот ощущения растущего ученика. Он думает: «Я так изменился, я такой чистый, моя личность перестала быть обиталищем страхов, зажимов и комплексов. Я живу и дышу, как никогда прежде!» Вдруг что-то срабатывает — и все начинается сначала. Потому что все осталось там, в подсознании. Достаточно чему-то случиться, чтобы дурная привычка проявилась вновь. И у каждого ученика есть этот опыт о возрождении того, от чего, как нам казалось, мы давным-давно избавились. Ученик думает: «Я на пороге второго Посвящения. Я не сомневаюсь в своем самообладании. Я ничего не чувствую. Эти люди пристают ко мне, но не могут меня рассердить или огорчить меня, я выше всего этого, все ясно и просто». Они витают в облаках. Это наваждение. Наваждение полуочищенного, полусвободного состояния.

Восхитительное чувство свободы длится очень недолго, пока этот несчастный паршивец, считавший себя на пороге второго Посвящения, не поймет, что у него все еще нет даже умственной поляризации! Как же он может предстать перед Посвятителем?

Это долгий процесс, и однажды начавшись, он постепенно набирает обороты. Только добившись Великого Отречения путем накопления малых отречений, преодолевая подавленные эмоции, травмы, все эти ужасные вещи, с которыми люди постоянно носятся, мы обнаружим, что они возвращаются вновь и вновь, но каждый раз нам все легче справляться с ними. Каждый раз, когда добиваемся этого, мы становимся свободнее и сильнее, потому что освобождаемся от этих упрямых страхов и зажимов, порожденных принципом желания. Тогда мы дорастаем до внутреннего безмолвия, внутреннего понимания, до состояния подлинного самосознания.

Читайте также: