1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Святая жена Иисуса

Был ли Иисус женат?

 

Был ли Сын Божий женат? Положительный ответ на этот вопрос дают английские исследователи, авторы недавно вышедшей книги «Святая кровь и святой Грааль» М.Бэйджент, Р.Ли и Г.Линкольн.

 

 

 

Странная свадьба

 

Был ли Иисус женат?

Женишься ты или нет — все равно раскаешься

В Евангелиях ничего не говорится о семейном положении Иисуса. Но, собственно, почему? Ведь из тех же святых источников, скажем, известно, что многие ученики Христа, например, Петр, были женаты. Да и сам Иисус отнюдь не проповедовал безбрачие. Он говорит ученикам: «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф.19,4-5).

 

Согласно древнееврейской традиции женитьба была не только обычным, но и обязательным для мужчины делом. Неженатый Христос неизбежно привлек бы к себе внимание, и Евангелия отметили бы эту особенность. Но вопрос о безбрачии Иисуса нигде не поднимается, и это молчание, по мнению исследователей вопроса, само по себе является достаточно серьезным указанием на то, что он был женат.

 

Обращение «равви», часто применяемое к Христу, а Евангелиях, усиливает это предположение. Ибо Иисус, несомненно, имел высшую форму религиозного образования, которая и давала ему право на титул «равви» (учитель). Но если это так, то брак для Иисуса являлся обязательным, ибо иудейский закон вполне определенно высказывается по этому поводу: «Неженатый человек не может претендовать на обучение других».

 

Авторы книги «Святая кровь и святой Грааль» отмечают, что в Евангелии от Иоанна есть рассказ об одной странной свадьбе — «свадьбе в Кане». Это сельское торжество выглядит здесь как скромная церемония, даже новобрачные остаются безымянными. Однако Иисус, как свидетельствует первоисточник, на эту свадьбу был приглашен, хотя он пока не начал своей проповеднической деятельности и никому практически еще не известен. Странно и то, что на свадьбе присутствует также его мать. Собственно, дело даже не в том, что Мария оказывается в Кане, а в ее поведении.

 

В определенный момент пиршества разыгрывается примечательная сценка. Когда кувшины с вином на столах опустели, Мария указывает сыну на это и просит позаботиться о том, чтобы принесли новые вина. При этом она обращается к слугам: «Что скажет Он вам, то сделайте». И слуги тотчас повинуются так, словно привыкли получать приказы от Иисуса и его матери. А ведь они на свадьбе только гости! И не их забота следить за тем, как и в каком количестве, подаются здесь кушанья и напитки. Если только это не свадьба… самого Иисуса. Тогда его вмешательство становится совершенно обоснованным.

 

Христос выполняет просьбу Марии и, как свидетельствует Иоанн, являет свое первое чудо — превращает воду в вино.

 

 

 

 

Таинственная супруга

 

Сделав смелое предположение, что Христос был женат, британские исследователи пытаются пойти еще дальше — установить личность его супруги. Но ведь, за исключением Марии, в Евангелиях фигурируют всего две женщины, входящие в ближайшее окружение Иисуса. И первая — Мария Магдалина, роль которой кажется авторам умышленно затемненной.

 

Так, у Марка и Матфея она появляется под своим именем только в момент распятия Христа. Но Лука упоминает о ней гораздо раньше: в тот момент, когда Иисус в начале своей деятельности проповедует еще в Галилее, откуда и уезжает Мария Магдалина, чтобы сопровождать Учителя в Иудею. Трудно вообразить, что она была незамужней, — в то время одинокой женщине немыслимо было ездить по дорогам Палестины, а тем более находиться в близком окружении «равви». Но в то же время известно, что Магдалина не являлась супругой ни одного из учеников Христа. Не жена ли она тогда самого «равви»?

 

Исследователи обращают внимание и на другой факт. Несмотря на появившиеся позднее легенды, ни в одном Евангелии Мария Магдалина не выступает в роли блудницы. Как сообщает Лука, подругой Магдалины была жена домоправителя царя Ирода, и они обе помогали своими богатствами Иисусу и его ученикам. Следовательно, Магдалина была женщиной отнюдь не бедной, а следовательно, не могла ради пропитания вести развратный образ жизни.

 

Магдалина, отмечают британские ученые, вообще явно выделяется среди окружения Христа. Именно она, а не кто-либо другой, первая найдет Его опустевшую могилу на следующий день после казни Учителя; это ее изберет Иисус, чтобы поведать о Своем воскресении. Конечно, можно возразить, что это связано не с брачными узами, соединившими эту пару, а с какими-то иными причинами. Но такова версия, высказанная английскими исследователями.

 

А вот другая версия. В окружении Христа есть и еще одна женщина, о которой упоминает Иоанн, — Мария из Вифании, сестра Марфы и Лазаря. Эти трое были близкими друзьями Христа, причем богатыми. Согласно источникам, Лазарь заболеет сразу после того, как Иисус покинет Вифанию и вместе с учениками будет находиться на берегу Иордана. Узнав о болезни Лазаря, Христос, тем не менее, остается у реки еще два дня и только после этого отправляется в Иудею. Лазарь уже лежит в гробу, и Марфа в слезах принимает Учителя, говоря: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!»

 

В этом рассказе для исследователей интересно то, что Марфа одна встречает Иисуса, а ее сестра Мария находится в доме и выходит из него только по просьбе Иисуса. Так и должно быть, ибо, согласно еврейскому обычаю «шива», Мария соблюдает семидневный траур. Но почему она не присоединяется к Марфе? Этому существует простое объяснение: по иудейским законам замужней женщине во время «шивы» запрещалось выходить из дома, и она могла покинуть его только по приказу мужа. В этом смысле поведение Иисуса и Марии из Вифании полностью совпадает с традиционным поведением супружеской пары.

 

Итак, возникает определенное противоречие: кто же из двух женщин в действительности мог быть женой Иисуса? Противоречие, казалось бы, неразрешимое. Но, задаются вопросом исследователи, не имеем ли мы дело с одной и той же женщиной, появляющейся в Евангелиях в разных контекстах и разных лицах? Во всяком случае, таково было мнение средневековой церкви, а позднее его разделяли многочисленные комментаторы Библии.

 

Скажем, согласно Матфею, Марку и Иоанну, при распятии Христа присутствовала Магдалина, а не Мария из Вифании. Однако если последняя была верной ученицей Иисуса, то отсутствие ее в этот трагический момент кажется труднообъяснимым. Или же она все-таки была на месте казни, но только под другим именем — Марии Магдалины?

 

 

 

 

Династический брак

 

Если вернуться к свадьбе в Кане, то она определенно была очень важным событием. Сотни гостей, множество расторопных слуг… Руководил пиршеством некий «распорядитель». В изобилии лилось вино, в том числе и превращенное Иисусом из воды. Словом, то был блестящий и богатый прием, где собралось изысканное общество. Не свидетельствует ли присутствие на нем Христа, что и он принадлежал к элите? Если же предположить, что это была его собственная свадьба с Магдалиной, а некоторые основания для этого, как мы видели, есть, можно пойти еще дальше.

 

В самом начале своей истории, отмечают авторы книги, Иерусалим принадлежал потомкам колена Вениамина. В результате вражды с другими коленами Израиля Вениамин должен был отправиться в изгнание, но часть его соплеменников осталась на родине, не желая покидать ее. Власть от колена Вениамина перешла к царю Давиду из колена Иуды, устроившего свою столицу в Иерусалиме и лишившего потомков Вениамина прав на трон и законное наследство. Иисус принадлежал к потомкам Давида и, с точки зрения людей из колена Вениамина, был узурпатором. Но все бы изменилось, если бы он женился на женщине из колена Вениамина. Союз двух враждебных династий в таком случае имел серьезные политические последствия: Израиль получил бы царя-священника, колено Вениамина вновь обрело свои законные права, а права Иисуса на трон стали обоснованными. Таким образом, Христос мог объединить страну, восстановив в прежней славе монархию. Не этим ли объясняется его прозвище — Царь Иудейский?

 

 

 

 

Сын Сына Человеческого

 

Помимо признанных церковью Евангелий существует еще множество других, которые она считает ложными. Тем не менее заглянем в Евангелие от Филиппа. Там мы обнаруживаем такие строки: «Их было трое, идущих вместе с Иисусом: Его Мать Мария, Его сестра и Магдалина, та, которую называли Его подругой». Подруга? Или же это слово надо перевести как «супруга»? Филипп не оставляет на этот счет никаких сомнений, когда рассказывает об отношении Иисуса к Марии Магдалине. «Подругой Спасителя была Мария из Магдалы. Христос любил ее больше, чем всех Своих учеников, и часто целовал ее в губы. Другие ученики обижались на это, не пытаясь даже скрыть свое неодобрение, и спрашивали Иисуса: Почему Ты любишь ее больше, чем любого из нас? Спаситель отвечал им: Почему бы мне не любить ее больше, чем вас?»

 

Интересны и различные комментарии по этому поводу в Евангелии от Филиппа: «Нельзя отрицать плоть и любовь. Велико таинство брака, ибо без него мир не существовал бы. Существование мира зависит от человека, а существование человека — от брака». И далее: «Есть Сын Человека, и есть сын Сына Человека. Господь есть Сын Человеческий, а сын Сына Человеческого есть тот, кто создан через Сына Человеческого».

 

 

 

 

И познал дела людей

 

Основываясь на проведенных исследованиях, британские специалисты заключают, что Мария Магдалина и являлась единственной женой Иисуса. У них был ребенок или несколько детей. После распятия Христа Магдалина тайно добралась до Галлии, где, как ей было известно, можно было найти убежище в одной из еврейских общин. Согласно преданиям, она, Лазарь, Марфа, Иосиф Аримафей-ский и некоторые другие люди сели на корабль и доплыли до Марселя. Оттуда Иосиф отправился в Англию, а Лазарь и Магдалина остались в Галлии. По тем же преданиям, окончила свою жизнь жена Иисуса в Провансе, в гроте Экса, прозывающемся с тех пор Сент-Бом.

 

Британские авторы не считают, что каким-либо образом нарушили святость Иисуса своими исследованиями его личной жизни. В случае с Христом, отмечают они, понятие божественности не вступает в противоречие с тем, что Сын Божий имел жену и детей, да и нет оснований считать его бесполым существом. Ибо как мог он понять людей и искупить их грехи, не познав двух главных сторон жизни человеческой — физической любви и отцовства?

 

 

 

Последнее искушение Христа / The last temptation of Christ (1988)

 

Читайте также: