1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

Тайны Святых Писаний

Тайны Святых Писаний

 

 

БИБЛИЯ. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. БЫТИЕ

 

И взял Иосифа господин его, и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там, в темнице.

И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы.

И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем.

Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех. (39.20-39.23)

 

 

ТОРА. КНИГА БРЕЙШИТ. ГЛАВА ВАЕШЛАВ

 

И взял его господин Иосефа, и отдал его в темницу — место, где заключены узники царские. И был он там в темнице.

И был Бог с Иосефом, и привлекал к нему милость, и даровал ему благоволение в глазах начальника темницы.

И передал начальник темницы во власть Иосефу всех узников, которые в темнице, и во всем, что там делали, он был распорядителем.

Начальник темницы не смотрел ни зачем, что в руке его, так как Бог был с ним, и всему, что делал он, Бог давал успех. (39.20-39.23).

 

 

 

 

 

 

КОММЕНТАРИИ

 

Тайны Святых Писаний

Если бы треугольники создали себе бога, он был бы с тремя сторонами

Древнеегипетская тюрьма — это смрадная подземная темница, в оригинале (на древнееврейском) она так и названа — «яма», «ров». В прошлой главе братья кидали Иосифа в яму, теперь история повторяется в еще более худшем варианте.

 

Еще раз напомню, что речь идет не о физических действиях, а о процессах в душе Иосифа. Происходит последовательное опускание души Иосифа все в более низкие (эгоистические) уровни его желаний. Причем процесс этот носит волнообразный характер.

 

Вспомним. Сначала братья кидают Иосифа в яму, откуда Иосиф попадает в Египет и делается управителем царедворца фараонова. Затем Иосифа уже из Египта бросают в яму (темницу), после чего, как это будет рассмотрено в следующем отрывке, Иосиф делается наместником фараона.

 

Таким образом, рассказывается о важнейшем духовном законе: подъему всегда предшествует падение. Чем выше духовный подъем, тем ниже предыдущее падение. Именно поэтому многие люди становились святыми после периода далеко не праведной жизни. Вспомним историю апостола Павла. Сначала Павел всячески преследовал и уничтожал христиан, а затем Бог сделал его одним из величайших апостолов христианства.

 

Наше духовное движение идет не по прямой линии, а волнообразно. Это похоже на то, как мы ходим в физическом мире переступаем с правой ноги на левую, и только при этом движемся вперед. Так же происходит развитие души. Существует две линии состояния человека: пра3вая и левая. Правая линия — это подъем, укрепление связи души с Богом, исправление свойств в сторону альтруизма.

 

Левая линия — это падение, ослабление связи души с Богом, погружение в собственный эгоизм.

 

Так же, как человек в материальном мире не может ходить на одной ноге, так и душа не может находиться только в одной из указанных линий. Непременное условие духовного движения — постоянный переход из «правого» состояния в «левое» и обратно.

 

Все замечали, что наше внутреннее состояние зачастую беспричинно меняется. Только сейчас мы были веселы, полны сил и энергии, способны на множество благих поступков, и вдруг — охватывает печаль, ничего не хочется делать, мир кажется враждебным, мрачным и серым…

 

На самом деле это проявление описанного процесса «правой» и «левой» линии. Связь с Богом (в правой линии) дает нам силы и энергию, потеря связи — полностью опустошает.

 

Это нормальный процесс духовного развития. Важно при этом не сидеть, пассивно наблюдая за сменой духовных состояний, а правильно использовать их для движения вперед. Шаг вперед делается «правой но-I гой», затем остановка на «левой ноге», и вновь шаг вперед «правой»…

 

Поясню это на простых примерах.

 

Находясь в «правой линии», важно сделать духовный шаг. Например, когда на душе светло, хорошо, мир кажется прекрасным и добрым, не следует ложиться спать или смотреть телевизор. Именно в этот момент надо попробовать сделать что-то для развития души: почитать духовную литературу, пойти в церковь, синагогу или мечеть (кому что ближе), подумать о Боге и т.д.

 

Когда наша душа погружается в «левую линию», — тут не до духовного роста. Мир кажется враждебным, все плохо, связи с Богом нет. Зачастую в «левой линии» люди либо забывают о Боге, либо не верят в его существование. Человек погружается в печаль, упиваясь собственным страданием. Он как бы находится в «подземной яме» в Египте, т.е. в глубинах своего эгоизма.

 

В этот момент важно понимать, что происходит нормальный этап духовного движения. Ничего страшного. Просто нужно как можно скорее выйти из этого этапа.

 

Очень поможет, если рядом есть близкие духовные люди — муж, жена, друг, которые поддержат вас в «левой линии», напомнят о Боге, поговорят, утешат и т.д. Главное — вновь восстановить связь с Всевышним. Когда на душе совсем плохо, лучше ругаться с Творцом, обвинять Его, спорить с Ним, но главное — вспомнить о Нем. Тогда связь с Богом восстановится, Его любовь, Его Свет начнут воздействовать на вас, и произойдет переход в «правую линию».

 

Научившись контролировать этот процесс, следует уже самому переводить себя из «правой линии» в «левую» и обратно. Таким образом, процесс духовного роста ускоряется. При этом снимается большинство негативных ощущений от пребывания в «левой линии», поскольку вы уходите в нее сознательно.

 

Это подобно тому, что в автомобиле всегда укачивает пассажиров и никогда не укачивает водителя. Ведь водитель сознательно ускоряет или замедляет движение, тормозит или «газует», и для него в движении машины нет ничего неожиданного. Для пассажира же любое изменение равномерного движения является стрессом, ведь он этого не ожидал.

 

 

 

БИБЛИЯ. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. БЫТИЕ

 

И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?

И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты;

Ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя.

И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою.

И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему;

Велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать перед ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою. (41.38-41.43)

 

 

 

ТОРА. КНИГА БРЕЙШИТ. ГЛАВА МИКЕЦ

 

И сказал фараон рабам своим: «Найдем ли мы человека, подобного этому, в котором дух Всесильного?».

И сказал фараон Иосефу: «Так как Всесильный возвестил тебе все это, нет разумного и мудрого, подобного тебе».

Ты будешь над домом моим, и по велению твоему будет управляться весь народ мой; только престолом я буду выше тебя.

И сказал фараон Иосефу: смотри, я назначил тебя над всей страною Египетской!

И снял фараон перстень свой с руки своей, и надел его на руку Иосефу, и одел его в одежду из Виссона, и возложил золотую цепь на шею ему.

И велел везти его на колеснице, предназначенной для наместника, и возглашали перед ним: преклоняться! И дал ему власть над всей страною Египетской. (41.38-41.43)

 

 

 

КОММЕНТАРИЙ

 

История неожиданного возвышения Иосифа из тюрьмы прямо во властители Египта выглядит фантастичнее сказки про «Золушку».

 

Если воспринимать Святые Писания как исторический рассказ, поступок фараона выглядит, мягко говоря, странно: назначить тюремного пленника (да к тому же чужеземца, осужденного за попытку изнасилования жены своего хозяина) на высшую в государстве должность. Хотя сторонники исторического подхода к Библии ссылаются на то, что во время правления Аменхотепа IV из восемнадцатой династии возвысился некий Ианхаму. Он был назначен главным надзирателем над зернохранилищами.

 

В истории Древнего Египта есть еще несколько примеров неожиданных возвышений фараонами простых людей. Например, Геродот пишет, что фараон Рампсенит, пораженный ловкостью одного вора-камещика, похитившего у него сокровища, сохранил тому жизнь, сделал дорогие подарки и даже выдал за него свою дочь.

 

Похожий случай представляет история некоего Синеха. Синех был чужестранцем в Египте, самого простого происхождения из племени аму. Однако во времена правления фараонов двенадцатой династии (Аменемата и Осертесена) он был назначен «советником между сановниками царя».

 

Но думаю, приведенные примеры лишь усиливают невероятность попытки рассматривать историю Иосифа как исторически правдивую. Они лишь показывают, что любой миф не возникает на пустом месте.

 

Есть и другая версия, более мистическая, пытаю-щяся объяснить удивительное назначение Иосифа начальником «над всей землею Египетскою».

 

Облачались в виссон и носили золотые цепи египетские жрецы, к которым, судя по тексту стиха 42, возможно, был причислен Иосиф.

 

Из письменных памятников Древнего Египта известно, что одной из основ религии этой страны было учение о двойниках: у каждого человека, в том числе у фараона, существует двойник, с которым таинственно связана его жизнь. Соединение и взаимное узнавание двойников приносит благо их душам. Именно указанным учением можно объяснить столь неожиданную реакцию фараона на встречу с Иосифом. Тот растолковал фараону его сон, а души двойников имели особенно тесную связь именно во сне, поэтому они могли легко толковать сны друг друга. Поэтому фараон узнал в Иосифе своего двойника и сделал его «вторым после себя». В древнееврейском оригинале употребляется слово «мишнэ» — «второй», но это же слово можно перевести и как «двойник». Тогда стих 43 может быть прочитан: «…велел везти его, как «двойника» на своей колеснице…».

 

Эта версия очень элегантна, хотя представляется и несколько натянутой.

 

С другой стороны, история Иосифа делается вполне понятной, если рассматривать ее не как исторический рассказ, а как изложение духовного опыта, рассказ о ступеньках воспитания и совершенствования души человеческой.

 

Напомню, что в этом случае под терминами «Египет» и «фараон» зашифрованы «эгоистические желания» и «эгоизм» человеческой души (подробнее об этом в «комментариях» предыдущих номеров журнала «Модерн»). Получается, что на определенном этапе развития душа, приобретя достаточно высокие духовные свойства, называемые «Иосиф», неожиданно проваливается в бездну собственного эгоизма. При этом, даже несмотря на соблюдение определенных моральных принципов (эпизод с отказом Иосифа от прелюбодеяния с женой Потифара), душа продолжает опускаться вниз в своих свойствах (эпизод с заключением Иосифа в подземную тюрьму).

 

В самой глубине своих неисправленных желаний (в тюрьме Египта) он осознает власть эгоизма, власть фараона. Иосиф становится наместником и другом «фараона». Практически отождествляет себя со своим эгоизмом, становится рядом, «вторым» после него.

 

На житейском примере это — человек с высокими духовными качествами, поступающий в соответствии со своими глубинными эгоистическими желаниями. Он с удовольствием принимает поклонение своих учеников, деньги, славу, почести и власть. При этом он является глубоко религиозным человеком, соблюдающим основные библейские заповеди. Мы знаем немало примеров такого рода людей среди религиозных лидеров многих конфессий.

 

Получается некая двойственность свойств — с одной стороны, это почти святой человек, с другой — глубоко эгоистичный.

 

На самом деле это совсем не случайно. Именно такая двойственность характера, такая духовная ступень (называемая в Библии «Иосиф») дает возможность продвинуться выше по духовной лестнице. Без осознания собственного эгоизма, без глубокого погружения в него этого сделать невозможно. Более того, осознание низших свойств своей души, подавляющей мощи собственных эгоистических желаний должно быть полным. Об этом в следующих отрывках…

 

 

 

БИБЛИЯ. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. БЫТИЕ

 

Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий;

Я пойду с тобою в Египет. Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои.

Иаков отправился из Вирсавии; и повезли сыны Израилевы Иакова, отца своего, и детей своих, и жен своих на колесницах, которые послал фараон, чтобы привезти его.

И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Ханаанской, и пришли в Египет, — Иаков и весь род его с ним.

Сынов своих и внуков своих с собою, дочерей своих и внучек своих и весь род свой привел он с собою в Египет. (46.3-46.7)

 

 

 

ТОРА. КНИГА БРЕЙШИТ. ГЛАВА ВАЕШЛАВ

И сказал Он: Я Всесильный, Всесильный отца твоего, не бойся сойти в Египет, ибо большим народом сделаю Я тебя там.

Я сойду с тобой в Египет, и Я также выведу тебя, и Йосеф закроет глаза твои.

И поднялся Яаков из Беэр-Шевы, и повезли сыны Израиля Яакова, отца своего, и детей своих, и жен своих в колесницах, которые прислал фараон, чтобы привезти его.

И взяли они стада свои и имущество свое, которое добыли в стране кнаан, и пришли в Египет: Яаков и весь род его с ним;

Сынов своих и сынов своих сынов, что при нем, дочерей своих и дочерей сынов своих, и весь род свой привел он с собой в Египет. (46.3-46.7)

 

 

 

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Итак, Бог отправляет Иакова и его народ (израильтян) в Египет. Это, по словам Бога, обязательное условие для того, чтобы стать «народом великим».

 

Бог говорит загадочные слова о том, что сначала Он сойдет вместе с народом Израиля в Египет, а затем Сам выведет сынов Израиля обратно. Казалось бы, совершенно непонятно, о чем идет речь и зачем для возвышения народа ходить в Египет и обратно. На самом деле, если понимать глубинный духовный смысл этой истории, все делается понятным.

 

Погружение в глубины собственного эгоизма («Египет») является необходимой ступенью на пути духовного роста. Уже не раз в предыдущих главах рассказывалось, как души с определенными свойствами падали («опускались», «сходили») в глубь своих неисправленных эгоистических желаний (в Библии такое состояние названо «падением в Египет»).

 

Принципиально новым моментом данной истории является, что теперь в Египте оказывается не только Иосиф и Иаков, но и весь «народ Израильский». Речь идет не о конкретных людях, племенах или народностях. «Народом Израиля» в Святых Писаниях называются мысли и желания души, направленные к Богу, оторванные от земных эгоистических страстей.

 

И теперь вдруг сам Бог говорит, что надо осознать все свои «хорошие» желания как эгоистические. Причем сделать это надо обязательно — такова воля Творца.

 

«Я пойду с тобою в Египет», — говорит Всевышний.

 

Получается, что погружение в свой собственный эгоизм («Египет») и осознание того, что в нашей жизни все, даже самые хорошие, желания («народ Израиля») подчинены эгоизму («фараону»), являются необходимым этапом духовного развития.

Только так, с осознания своего эгоизма, начинается борьба с ним.

 

Для того чтобы борьба началась, душа должна:

 

  1. Полностью погрузиться в эгоизм (сошествие Иосифа, Иакова и народа Израиля в Египет).

 

  1. Отождествить себя со своим эгоизмом (Иосиф делается управителем Египта, вторым после фараона).

 

  1. Почувствовать дискомфорт от такого духовного состояния (израильтяне попадают в рабство, и фараон притесняет их).

 

В итоге человек начинает пытаться бороться с низменными сторонами своей души. И Бог помогает ему в этой самостоятельной работе.

 

— Я и выведу тебя обратно, — говорит Всевышний.

 

На этом важнейшем духовном состоянии, являющемся одним из ключевых, на пути развития человеческой души, заканчивается первая книга «Пятикнижия Моисеева». В Библии она называется «Бытие», в Торе — Брейшит.

 

Пятикнижие Моисеево — древнейшая часть Библии, по древнееврейски — Тора, или Учение. Оно было записано почти за полтора тысячелетия до Рождества Христова, т.е. 3 300 лет назад.

 

Пять книг входит в эту древнейшую Библию: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

 

Еще раз подчеркну, что «погружение народа Израиля в Египет» является очень высоким этапом духовного развития. Большинству людей еще только предстоит его достигнуть.

 

Как осуществляется «выход из Египта», т.е. исправление некоторой части своих эгоистических желаний, рассказывается во второй книге Библии, так и называемой — «Исход». В ней же излагается методика выхода в первый из духовных миров. Об этом мы будем говорить далее.

 

 

 

 

* * *

 

В начале первой книги рассказывается о сотворении Богом первой души и помещении этой первой души в наш материальный мир. Рассказ идет о процессах, происходящих в духовном мире, мире Бога. Мы не знаем этого мира, не понимаем его терминологии. Поэтому изложение идет в виде аллегорических притч, зашифрованных в библейских историях. Вместе с читателями нашего журнала мы на протяжении почти двух лет последовательно разбирали смысл этих притч.

Процесс творения мира и человеческой души на человеческом уровне можно сравнить с истечением мужского семени и оплодотворением яйцеклетки. При этом в материнском лоне появляется зародыш «будущего младенца».

 

Будущий младенец — это человеческая душа.

Материнское лоно — наш материальный мир.

Мужское семя — Свет, исходящий от Бога.

Творение человеческой души происходило в несколько этапов:

 

Этапы создания души

Библейские события в соответствии с первой книгой Пятикнижия Моисеева

Сотворение прообраза первой души История сотворения Адама
Разделение души на мужскую и женскую части Адам и Ева
Удаление Творца от Творения

(5 этапов «падения души» в материальный мир)

      1.Грехопадение

2.Изгнание из Рая

3.Братоубийство Каином Авеля

4.Всемирный потоп

5.Разрушение Вавилонской башни

 

         Далее началось взращивание Творения, созданного Богом. Этот процесс можно сравнить с развитием эмбриона младенца в материнском лоне, его рождением, воспитанием и становлением взрослого человека (подобного его родителям). В первой книге Пятикнижия (Бытие) рассказывается только о части взросления души. Считается, что в своем развитии человеческая душа должна пройти путь от «эмбриона» до Бога. Причем на этом пути душа проходит множество «миров». Каждый из таких миров характеризует определенный этап взросления. Это можно сравнить с нашим определением периодов развития человека: грудной ребенок, дошкольник, школьник, подросток, зрелый человек…

Так и наша душа проходит несколько периодов. Первый, описанный в Библии, характеризует развитие души в «материнской утробе» от «эмбриона» до готового к рождению младенца.

Таким образом, «материнское лоно» является как бы первым из миров, где растет наша душа. Можно сказать, что большинство наших душ находится именно в этой стадии. Мы живем в полной темноте «маминого животика», почти не ощущая Света духовного мира Бога. Нам еще только предстоит «родиться» в первом из «духовных» миров. Именно это рождение описывается во второй книге Пятикнижия, называемой «Исход». «Исход» — это выход из «лона» в первый из духовных миров.

Процесс развития души («подъем» от свойств «эмбриона» до готового к рождению «младенца») был рассмотрен нами в следующих этапах:

 

Этапы развития души Библейские события
Первая связь души с Богом после «падения».

Создание в душе органа связи с Богом — «точки в сердце»

«Призвание» Аврама
Начало развития души Первый поход Аврама
Первое осознание собственного эгоизма «Сошествие» в Египет
Первый опыт работы с эгоизмом История Аврама, Сары и фараона
Усложнение структуры души Аврам, Сара, Агарь
Установление душой связи с Богом, осознание своего Творца

Подъем на важную духовную ступень

Завет Бога с Аврамом

Аврам переименуется в Авраама

Открытие духовных тайн Явление «троицы» и др.
Дальнейшие ступеньки подъема Уход из Содома и Гоморры
Осознание принципа «Вера выше знания» Жертвоприношение Авраама
Дальнейшие ступеньки подъема История Авраама, Сары и Авимелеха История Исаака История Иакова
Очередное открытие духовных тайн Лестница Иакова Колодец Иакова и др.
Усложнение структуры души Иаков, Рахиль, Лия
Подъем на важную духовную ступень Иаков переименуется в Израиля
Погружение в глубины своего эгоизма Иосиф попадает в Египет и делается «вторым» после фараона.
Последняя духовная ступень нашего мира Перевод всех альтруистических желаний под власть эгоистических Иаков-Израиль приводит свой народ в Египет под власть фараона.
Выход в первый из духовных миров Вторая книга Пятикнижия Моисеева.

 

 

Проф. Михаил Харит

Читайте также: