1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Сомнение человека

Сомнение современного человека

Сомнение человека

Не сомнения, не сожаления, не уныние, но будущее перед вами

 

Когда мы наблюдаем за реакцией людей во время обычных разговоров, а также в публичных выступлениях и по радио, на телевидении, нас поражает тот факт, что даже если они высказывают свои убеждения (которые, впрочем, могут меняться в зависимости от обстоятельств), они фактически лишены уверенности. У них определённо есть философские, религиозные, научные, политические, художественные идеи, но им кажется, что им чего-то не хватает, чтобы они могли чувствовать твёрдую почву под ногами. Почему?

 

В течение веков и даже тысячелетий наука и техника развивались очень медленно. Разумеется, время от времени совершались открытия, но возможности для их распространения были ограниченными, и даже после того, как о них, в конце концов, узнавали и их использовали, они мало что меняли в представлениях о мире, которые были у большинства людей. Ни одно из этих научных или технических открытий не могло на самом деле поставить под сомнение идею Бога и Творения, которую им дала религия, опираясь на священные тексты, которые она толковала буквально. Таким образом, если какие-то катастрофы и переворачивали жизнь людей, у них всегда оставалось внутреннее ощущение принадлежности к совершенно определённому миру и ощущение твёрдой устойчивой почвы под ногами: они опирались на верования и знания, которые ничто не могло поколебать. Они были счастливы, они были несчастны, но никакое событие, каким бы разрушительным оно ни было, не подвергало сомнению то представление о мировом порядке, которое они себе составили.

 

Однако с течением времени темп открытий ускорился, а вместе с открытиями начали закладываться сомнения. В частности, в течение двадцатого века рухнуло столько устоявшихся представлений в области науки! Создаётся впечатление, что в области физики, астрономии, биологии каждое новое поколение ставит под вопрос знания предыдущего. Эти новые теории, которые коренным образом видоизменяют концепцию человека и вселенной, каждый раз изменяют также представление о Боге-Творце человека и вселенной. Религия, которая так долго отвечала верующим на все вопросы, не является больше истинным прибежищем. Рост числа открытий и теорий, появляющихся во всё возрастающем темпе (я не вхожу в подробности, — вы их знаете), способствует созданию атмосферы неуверенности: никто больше ни в чём не уверен. Всё меньше и меньше верят в то, что могут существовать бесспорные истины, и пребывают в ожидании, говоря себе: «Подождём, это, конечно, ещё не конец», и такое умонастроение постепенно охватывает все области.

 

В этом состоят затруднения современного человека: он уже не знает, в каком мире живёт, он ни в чём больше не уверен, и вот он кидается то вправо, то влево, постоянно ища чего-то и даже не зная как следует, что он ищет. Поскольку теперь неуверенность царит в том, что могло считаться самым надёжным — в науках, то какое доверие может быть оказано морали, религии, духовности, которые не базируются ни на каких объективных критериях и которые вступают в конфликт даже с научными открытиями? Поэтому здесь тоже ждут; и те люди, которых материалистическая наука и философия удовлетворяют не вполне, начинают интересоваться всем тем, что существует как некие разновидности духовности, и они переходят от одной к другой. Доминирующее чувство, умонастроение, проявляющееся всё больше и больше в настоящее время, — это любопытство, желание новизны: что ещё осталось открыть?

 

Конечно, нет ничего предосудительного в проявлении интереса и понимания всех форм духовности. Но опасно разбрасываться, необходимо остановится на каком-то методе внутренне работы и постоянно придерживаться его. Поймите меня правильно, вопрос даже не в том, надо ли быть католиком, протестантом, православным, буддистом, даоистом или совершенно неверующим. Вопрос — он встаёт перед каждым, верующим или неверующим, — остановиться на каких-то важнейших духовных истинах и постараться ввести их в практику. Вот по этому вопросу не должно быть никакой неуверенности.

Духовность не является факультативной областью, которую можно выбрать или не выбрать, как это происходит с другими дисциплинами: языками, искусством, спортом и т. д. Принимая во внимание структуру человека, духовность является жизненной необходимостью, и пока человек не осознает эту необходимость, он будет устремляться к бессмысленной деятельности, опасной для него самого и для других. Его строение таково, что если он не найдёт пищи, которой требуют его душа и дух, он будет непрерывно терзаться ощущением пустоты, и будет тщетно пытаться заполнить ее.

 

Человек похож на бездонный колодец; его не может по-настоящему удовлетворить никакое материальное приобретение, никакой успех в обществе, никакое удовольствие и даже никакое интеллектуальное знание. Поэтому не надо удивляться, что так много людей, замечательных по своим способностям, уму, кончают тем, что впадают в наихудшие заблуждения. Поскольку им не удаётся найти то, что они ищут, и поскольку они даже не осознают того, что ищут, все эти люди оказываются втянутыми в бесконечную и неумолимую цепь событий: им постоянно нужно больше известности, больше власти, больше денег, больше земли, больше удовольствий… и для этого они готовы поработить или сокрушить весь мир. Но даже тогда, когда им удастся завладеть всем тем, что составляет предмет их вожделений, они остаются по-прежнему неудовлетворёнными, так как не сумели заполнить ту пустоту, которая ощущается ими, как зияющая пропасть.

 

Единственное средство побороть эту пустоту -это отказаться жить в сомнениях и иметь духовный идеал. Духовный идеал связывает нас с высшим миром, из которого мы получаем пищу, и тот, кто вкусит — пусть даже на один миг — этого эликсира божественной жизни, тот получит больше, чем ему могли бы принести годы учёбы, успехов, власти, славы и удовольствий. Это вас удивляет? Ну что же, это потому, что вы не знакомы с природой духовного мира. Духовный мир находится под знаком качества в отличие от мира материального, который находится под знаком количества. Именно качество переживаний, происходящих в вашей душе и в вашем духе, может за одну секунду дать вам полноту, испытать которую никогда не смогут заставить вас никакие материальные накопления.

 

Итак, не стоит слишком восхищаться блестящими, богатыми, могущественными людьми, которые не отводят места для жизни души и духа. И тем более, нельзя им доверять. Поскольку они не ищут духовной пищи (единственного, что могло бы их наполнить), они уподобляются голодным хищникам, и, в конце концов, их честолюбие, их вожделения, их ненасытность неизбежно увлекают их на путь, опасный для них самих и для окружающих.

 

К сожалению, многие так называемые духовные люди ведут себя не лучше: пользуясь теми средствами, которые им даёт Посвященческая наука, они стараются добиться тех же успехов, что и материалисты; и в итоге они виновны больше материалистов, так как они тем самым глумятся над самыми священными принципами. Случается, что они испытывают удовлетворение и гордятся тем, что преуспели с помощью этих средств, но Небо, которое не любит, чтобы им пользовались в эгоистичных, корыстных целях, когда-нибудь потребует у них отчёта, и они будут сурово наказаны. На самом деле, хотя они и называют себя людьми духовными, у них нет настоящей веры. Тот, у кого есть вера, прежде всего, озабочен тем, чтобы не нарушать божественные законы, которые являются законами самоотречения, любви, жертвенности.

 

Понимание того, что каждый из вас является духовной сущностью, жизнь которой связана со вселенной, и которая может получить всё в бесконечных мирах души и духа, — вот что вам даст истинную уверенность, и вы не будете больше испытывать потребности в погоне за эфемерными приобретениями. Итак, будьте осторожны, даже если в наши дни общественный и материальный успех всё больше и больше кажется единственной возможностью обеспечить безопасность, вы ни в коем случае не должны ставить это на первое место, так как, в конце концов, вы себя погубите. Если вам предлагают важную должность в какой бы то ни было области, поскольку признают ваше значение и компетентность, согласитесь на это, если у вас есть к этому стремление, но внимательно следите за тем, чтобы не утратить главное. Вы пришли на Землю не для того, чтобы стать начальником, директором, министром, президентом; вы пришли на Землю для того, чтобы посредством материи работать над тем, чтобы сознательно стать сыном Бога, дочерью Бога. Вот единственная уверенность, которую нужно иметь.

 

Это очень хорошо — исследовать материю, работать над ней и с ней, чтобы её организовать, сделать лучше, оживить; я первый посоветую никогда не расставаться с материей. Но ещё важнее начать с оживления, организации и совершенствования своей внутренней материи, чтобы ощущать в себе доверие, свободу и покой. Как только вы научитесь взаимодействовать в своей внутренней жизни с силами духа, вы не только многое откроете для себя, но всё то, что вы будете делать затем в своей внешней жизни, будет отмечено печатью духа, его света и его могущества?

 

Некоторые мыслители, занимавшиеся вопросами веры, говорят, что небольшие знания удаляют от Бога, тогда как более значительные знания приближают к Нему. Это верно, но чтобы понять это утверждение, надо осознать, что речь идёт о знаниях различной природы: немного больше знаний по биологии, химии или астрофизике не только не приблизят вас к Богу, но они даже могут способствовать увеличению ваших сомнений. Знание, на котором основывается вера, имеет другую природу, это знание, которое касается лично вас; иными словами, я хочу сказать, что оно затрагивает ваше глубинное существо в его богатстве и безграничных возможностях.

Раз уж вы ищете то, что вам необходимо, не внутри себя, то это значит, что вы не верите в силу божественной жизни, которая течёт в вас. Глубоко внутри вас, в вашем подсознании у вас нет веры, там царят сомнения. И вот поэтому вы всё время испытываете голод и жажду по божественному. Вера должна спуститься к самым корням жизни. Пока вы не научитесь черпать из этого внутреннего источника, вы будете метаться во все стороны и будете лёгкой добычей для шарлатанов, для продавцов счастья и исцеления. Подлинная свобода человека заключается в той способности находить всё в самом себе, которую ему дал Бог.

 

Я никогда не устану повторять вам эту истину, так как именно в этом состоит единственная задача истинного духовного проводника: освобождать людей. Сколько людей представляют себе духовного Учителя в виде деспота, который непрерывно навязывает другим свою волю и свои убеждения! Э, нет, они ошибаются, так как всё именно наоборот: у духовного Учителя нет никакого желания навязывать другим свою волю и свои убеждения, или, скорее, он может навязать им только одно убеждение: то, что их спасение заключено исключительно в них самих. И он указывает им, какими методами, какими опытами можно этого достичь.

 

Разумеется, мне случается говорить вам: «Поверьте мне», но это не означает, что я требую от вас слепой веры. Я только прошу вас принять всерьёз то, что я вам объясняю, прошу вас задуматься над этим, подвергнуть испытанию, проверить. И если вы это проверите, то я абсолютно уверен в том, что вы мне поверите. Если же вы поверите мне просто так, необдуманно, не проверив, то рано или поздно кто-то или что-то сможет вас свернуть с этого пути. Вопреки тому, что считает большинство людей, вера не является просто слепым и безосновательным примыканием, и только потому, что они этого не поняли, в них постоянно живут сомнения. Вера, как и наука, основана на проверке, опыте, ясности.

Читайте также: