1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Загрузка...

История магии

История магии: взгляд сквозь века

 

 

Этрусская магия

 

В святилищах этрусков были найдены изображения всех частей тела и внутренних органов человека — так называемые вотивные дары. Вотивные дары являлись своеобразным обращением или посланием, состоящим в просьбе излечить орган, изображение которого приносилось богу в качестве дара или платы.

 

История магии: взгляд сквозь века

Магия подобна массажу. Массаж искусственно ограничивает и восстанавливает формы тела и кровообращения. Магия также искусственно соединяет и восстанавливает общение с Миром Незримым. Массаж не нужен нормальному организму

Вотивы прикреплялись к стенам в святилищах. Когда на стенах больше не оставалось места, их снимали и складывали в особые священные ямы. В некоторых случаях жертвовали целые фигурки больных. Видимо, такое пожертвование было связано с общим недомоганием или не установленным диагнозом.

 

Процесс оздоровления понимался обычно как повторное рождение. Больное умирало, здоровое нарождалось. Вот почему, когда шла речь о здоровье всего человека, больной приносил свой портрет. Этот портрет часто отражал начавшийся переход человека в божество — стадию второго рождения. Скульптурные и рисованные портреты изображают голову человека, где, по верованиям этрусков, находилась основная душа человека. Поэтому на этрусских погребальных урнах часто встречаются портреты умерших.

 

Подобный подход к влиянию на тело и органы человека через их изображение — древнейшая черта симпатической магии, или магии замещения, сохранившейся до наших дней. Такие методы лечения применялись в храмах бога Асклепия — Асклепионах в древней Греции. Кроме этого, формула прошения дара у бога в обмен на жертву— своеобразный торговый обмен, который входит во все религии мира. Даже в наши дни свечка, поставленная перед иконой, является своеобразным даром-жертвой Богу; в случае пожертвований на дом Бога — храм — происходит своеобразный обмен денег на исполнение просьб и молитв верующих.

 

Этруски, в отличие от многих других народов, пошли не по пути театрализации ритуалов, что, в конце концов, всегда приводило к потере их сакрального смысла, а по пути их специализации и детализации ритуальных техник.

 

Специфика такого подхода состоит в том, что с ритуалами знакомо незначительное количество избранных и при их физической гибели или уничтожении их сообщества сакральные знания утрачиваются. Участь этрусских жрецов разделили также кельтские жрецы.

 

То, что у других народов в те времена было уже театральным представлением, у этрусков сохраняло свой сакральный магический смысл. Даже танцы, которые практически у всех соседей Этряурии служили для развлечения, у этрусков являлись частью магического ритуала. Известен яркий пример такого ритуала, описание которого донес до нас римский историк Тит Ливий, повествующий о том, как в 364 г. до н.э. этрусских танцоров впервые пригласили в Рим. Вечный город постигла чума, и чтобы умилостивить разгневанных богов, обрушивших свою злобу на римских жителей, была необходима искупительная церемония. Правители Рима не очень охотно обратились за помощью к этрускам, с которыми имели натянутые отношения. Первоначально римляне пытались смягчить гнев богов, устроив военные игры и атлетические состязания в Большом цирке, потом организовали публичные представления, но все это не помогало — чума не прекращалась. Тогда и пригласили на помощь этрусков. Этрусские танцоры и флейтисты прибыли в Рим, возможно, из ближайшего к Риму города Вейи. Ливий отмечает, что они «не без грации» танцевали в цирке, не сопровождая, однако, свои пляски ни пением, ни жестами. После этрусских танцев мор в Риме прекратился.

 

Богослужения этрусков сопровождались специальными воскурениями, о чем свидетельствует большое количество кадильниц, найденных в Этрурии. Важным обрядом было окропление статуй богов водой, вином и маслом. Видимо, сам обряд ставил целью ритуальное оживление статуи, перенесение в нее божественной сущности на время ритуала. На этрусских культовых предметах в сценах преображения души покойного постоянно встречаются женские персонажи со специальными сосудами — алебастрами — в руках, из которых изливается влага на вновь возрождаемого человека.

 

Важнейшим ритуалом для этрусков был триумф, который впоследствии был заимствован римлянами. Он проводился в честь победителя в военных действиях на благо городу. Триумфатор получал божественные почести и на время как бы сам становился богом. Однако позади триумфатора постоянно находился раб, который шептал ему: «Ты не бог».

 

Триумфатор в Риме выезжал на квадриге одетым в тунику и расписную тогу, служившие одеянием бога. Туника была украшена пальмовыми листьями. Полководец-победитель, подобно богу, сжимал в руке скипетр, а над его головой держали золотую корону. Обнаженные части тела триумфатора окрашивались красной краской, как и статуя бога в храме. Сняв ритуальные одежды, триумфатор снова становился человеком, а не воплощением бога.

 

До наших дней сохранился культ почитания мертвых. До сих пор в Югославии на Пятидесятницу валахи отмечают Поману — праздник мертвых. Они приносят на кладбище еду и питье, поют умершим погребальные песни, приглашая их присоединиться к пиршеству. Валахи приносят на кладбище воду, чтобы умершие могли вымыться. Само название праздника «Помана» семантически близко к имени этрусских Манов, которые в поздней Этрурии приравнивались к душам предков. По одной из версий происхождения этрусского народа, их предки пришли в Этрурию с Балкан или через Балканы.

 

В Этрурии умерших также приглашали на пир, праздник завершался ритуальными «объединительными» танцами, в которых участвовали живые и покойные члены рода. Все элементы этого погребального ритуала встречаются или встречались в славянской культуре и указывают на древнее родство или соседство между предками славян и этрусков.

 

 

 

Сакральные деревья

 

Сакральные деревья

Самый гладкий путь во Вселенную — сквозь лесную чащу

В этрусской религиозной доктрине существовало учение о деревьях. Во многом оно было связано с гадательными практиками, так как от того, на какое дерево сядет священная птица или в какое дерево попала молния, во многом зависел результат гадания. Кроме того, у этрусков существовало понятие о мировом дереве, связывающем три мира Космоса.

 

Символика деревьев у этрусков была достаточно хорошо проработана, но, к сожалению, сохранилось мало данных, объясняющих ее. В «Предсказаниях о деревьях» деревья делятся на «счастливые» и «несчастливые». Несчастливые находятся под покровительством нижних богов. Это папоротник, темная смоковница, остролист, лесная груша, ежевичный куст, терновник. К «счастливым» относятся 13 деревьев: летний дуб, пробковый дуб, бук, орешник, рябина, белая смоковница, яблоня, груша, слива, кизил, виноградная лоза, лотос. Отметим одну интересную особенность. В ряде случаев названы одни и те же деревья, несколько отличающиеся своими качествами. Так, летний и зимний дуб — одно и то же дерево, но в разное календарное время. Белая и темная смоковница — одно и то же дерево, различаемое только вкусом и цветом плодов, аналогично, как лесная и садовая груша. Видимо, в случае со смоковницей и грушей речь идет о посвящении этих деревьев одному и тому же божеству, только в его светлой и темной ипостасях. Если это предположение о смоковнице, груше и дубе, верно, то мы имеем 16 деревьев, посвященных 16 богам, которые соответствуют 16 секторам неба в космогонии этрусков. Зная, в какое дерево попала молния, этруски определяли, от какого бога дается знамение.

 

Разделение зимнего и летнего дуба — прямое указание на разделение функций царя богов Тина, с культом которого дуб соотносился в различные календарные сроки. В зимнее время он, возможно, отвечал за возрождение природы от зимней спячки, а в летнее — за плодородие. Подобные воззрения были у древних славян, которые также считали дуб мировым деревом. Во многих индоевропейских традициях дуб является символом высшего небесного бога. Так, у славян и литовцев он посвящался Перуну/Перкунасу.

 

Рассмотрим характеристики «счастливых» деревьев.

 

Пробковый дуб не является дубом, но такое название указывает на то, что он относится к высшим, царственным небесным богам. Сама пробка обладает свойством не тонуть в воде. Иными словами, ее могли рассматривать как символ возрождения души, которая не тонет в водной стихии нижнего уровня Загробного мира. Персонажем, облеченным небесной царской властью и связанным со спасением, вознесением души, являлась богиня Уни.

 

Бук в различных древнейших европейских традициях соотносился со знанием, из него изготовляли дощечки для письма. По своим характеристикам бук вполне мог относиться к богине Минерве. Орешник соотносился с Юпитером и Меркурием и часто использовался в церемониальной магии; из него делали жезлы для гадания.

 

Рябина — дерево Юпитера и считалась священным деревом. Так, основатель Рима Ромул сделал из рябины свой посох. Ягоды рябины приобретают силу и вкус на морозе, который им не страшен; возможно, поэтому рябину по всей Европе использовали для различных магических практик.

 

Смоковница соотносилась с Юпитером и Венерой; черная «счастливая» смоковница соотносилась с Сатурном, «темным» богом. Иногда корону богов изображали сделанной из листьев смоковницы.

 

Яблоня ассоциировалась с бессмертием. Яблоки бессмертия принес Геракл. Подобный мотив часто встречается и в русских сказках. Яблоня посвящалась Юпитеру и Венере, а также богине земли и плодородия Церере.

 

Груша — дерево Сатурна и Марса. Дикая груша посвящалась «темному» Сатурну.

 

Слива соотносилась с Венерой и Юпитером; кроме того, ее форма напоминает женский детородный орган, поэтому она символизировала продолжение рода.

 

Кизиловое дерево посвящалось Марсу. Связь этого дерева с Марсом указывала на вечность души и ее перерождения в загробном мире, так как сам Марс на этрусских памятниках — частый участник сцен такого перерождения. Кизил также связан с культом предков.

 

Виноградная лоза всегда связывалась с культом Диониса (Фуфлунса) и олицетворяла символику возрождения души и природы.

 

Лотос соотносился с Солнцем. В древнеиндийской мифологии он является олицетворением связи трех миров. Его корень находится в земле, стебель проходит водную стихию, а цветок устремлен к небу. Лотос своеобразный символ единства и обновления мира.

 

Неблагоприятные деревья, кроме вышерассмотренных, связывались со следующими символами и богами.

 

Папоротник был посвящен Сатурну; кроме того, он растет в болотистых низинах, связываемых с обитателями Подземного мира, и никогда не цветет.

 

Остролист связывался с агрессией, его стебли и листья по форме напоминали древки копий.

 

Ежевичный куст посвящался Сатурну. Его ягоды имеют темный цвет, присущий Подземному миру, а стебли покрыты шипами.

 

Не случайно по библейскому преданию венец Иисуса Христа был терновым. Терновник — это Марс, но находящийся в «темном» созвездии Скорпиона.

 

Лавр служил для очищения — этруски во время похорон убирали дом ветвями вечнозеленого лавра. Кроме того, это дерево было символом вечной жизни и возрождения и считалось деревом света, посвященным солнечному богу Аполлону.

 

Ветви лавра несли умершему в знак возрождения его как солнечного существа. Соотнесение вечнозеленого лавра с вечной жизнью души происходило согласно законам магии подобия.

 

Магия этрусков оказала сильное влияние на Древний Рим и дошла в некоторых ритуалах и обычаях до наших дней.

 

 

Григорий ФУДИМ, Великий магистр Ордена магов «Звезда волхвов»

Читайте также: